Конституционный суд разрешил взыскивать с виновников ДТП недоплаченную по ОСАГО сумму ущерба

10 марта 2017г. Конституционный суд РФ разрешил взыскивать с виновников аварий полную стоимость ремонта и запчастей в рамках гражданско-правового спора. Закон об ОСАГО и методика определения размера расходов на ремонт при ДТП этому не препятствуют, согласился суд. В целом, по мнению властей, проблему должна будет решить замена выплат по ОСАГО ремонтом. Страховщики решением суда довольны — хотя в частных оценках и называют его «возвращением в 90-е», опасаясь, что при серьезных авариях их клиентам придется продавать квартиры, чтобы рассчитаться с потерпевшими.

Четверо автовладельцев из Краснодарского края 10 марта 2017г. добились в Конституционном суде пересмотра отказов судов во взыскании с виновников ДТП разницы в цене ремонта без учета и с учетом износа запчастей. Ранее Верховный суд разъяснил, что можно взыскивать лишь недоплаченную страховщиком часть суммы, рассчитанной с учетом износа деталей по единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт. Если же эта сумма полностью возмещена страховой компанией, суды требования о выплате разницы отклоняли, а за качественное восстановление транспортного средства автовладельцам приходилось доплачивать из своего кармана.

Конституционный суд же признал, что закон об ОСАГО не исключает действия общих норм Гражданского кодекса: при недостаточности страховой выплаты потерпевший вправе рассчитывать на восполнение разницы за счет виновного лица. В Верховном суде опасались, что количество дел о ДТП, которые придется рассматривать судам, удвоится. Банк России, страховщики и эксперты предупреждали, что снятие ограничений на требования покрытия полной стоимости приведет к росту злоупотреблений, подставных аварий и уходу страховщиков из сегмента ОСАГО. Однако судам разрешено уменьшать суммы ущерба, если при ремонте использовались новые детали, узлы и агрегаты, а также если виновник ДТП найдет возможность исправить повреждения дешевле.

В процессе обсуждения представители власти отметили: решить проблему могут принятые в первом чтении Госдумой поправки к закону об ОСАГО о замене выплат по ОСАГО ремонтом (при этом учитывать износ заменяемых деталей будет запрещено).

Согласно последней редакции проекта, такая замена будет введена только для новых договоров «автогражданки» и заработает на всей территории страны одновременно — ориентировочно в мае.

Судья-докладчик Владимир Ярославцев пояснил: «Оспоренные нормы сами по себе не несут ничего неконституционного, права автовладельцев нарушала судебная практика. Сейчас закон об ОСАГО при несогласии с суммой страхового возмещения предусматривает предъявление исков к страховой компании. После того как суды зафиксируют эту сумму, будет проще разрешать спор с виновником аварии. Страховое возмещение во всех странах никогда не покрывает полный ущерб, хитростей и злоупотреблений в таких делах всегда было много. Советую страховщикам не плакать, а оптимизировать собственную деятельность, чтобы на месте ДТП первым оказывался страховой комиссар, а не автоюристы, на которых жалуются страховые компании».

Решение КС возвращает автовладельцев в период до появления ОСАГО в стране, говорит президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. Он приводит в пример аварию Bentley и «Лады Приора», владелица которой за рулем два года, а машина куплена в кредит.

«Владелец Bentley говорит: «Нет, 400 тысяч рублей мне не хватит, ты, дорогая, мне должна еще шесть миллионов рублей», — рассуждает господин Юргенс. — В этой ситуации я не вижу справедливости. Это ровно то, с чего мы начинали. Это означает, что девушка должна продать квартиру, залезть в долги. Для меня это решение носит не совсем бесспорный характер».

По мнению главы Ассоциации по защите прав автострахователей Максима Ханжина, на практике решение суда ничего не изменит для автовладельцев. «И сейчас, если гражданину не хватает выплаты, которую рассчитал страховщик, он может получить недостающее с виновника ДТП. При этом к методике страховщиков для расчета выплаты есть вопросы, ее нужно совершенствовать, чтобы исключить ситуации, когда страховая компания насчитала меньше, чем нужно на ремонт автомобиля в действительности».